Учебный план для обучающихся по адаптированной основной обрзовательной программе начального общего образования с задежкой психического развития

Отдел образования администрации Шолоховского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Колундаевская средняя общеобразовательная школа»
Принят на заседании пед. совета
протокол № 15 от 29.08.25г.

Согласовано с Советом школы
протокол № 6 от 29.08.2025г.

УТВЕРЖДЕН
приказ № 286 от 29.08.25г.
Директор школы
__________Л. Б.Беланова
Подписано цифровой
подписью: Беланова Людмила
Борисовна директор МБОУ
"Колундаевская СОШ"
Дата: 2025.09.12 10:59:59
+03'00'

Учебный план для обучающихся по
адаптированной основной
общеобразовательной программе начального
общего образования для детей с ЗПР,
обучающихся интегрировано в классе, на
2025-2026 учебный год

х. Колундаевский
2025 г.

МБОУ «Колундаевская СОШ»
Пояснительная записка к учебному плану на 2025-2026 учебный год
Общие положения к учебному плану разработаны на основе следующих
нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральная адаптированная образовательная программа начального
общего образования, утвержденная приказом Министерства просвещения
Российской Федерации №858 от 21.09.2022
- Гигиенические
нормативы
и
Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения отдыха и оздоровления
детей и молодежи (в последней редакции)
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»
- Устав МБОУ «Колундаевская СОШ».
- Основная адаптированная общеобразовательная программа начального
общего образования для детей с задержкой психического развития МБОУ
«Колундаевская СОШ» на 2024-2025 учебный год;
Учебный план составлен в соответствии с
примерным учебным
планом начального общего образования в рамках федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных учреждений,
реализующих адаптированные образовательные программы для детей с
задержкой психического развития, вариант 7.2. (срок обучения 5 лет).
Учебный план предполагает, что обучающихся с ЗПР получают
образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения
обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья.
Учебный план характеризуется усилением внимания к формированию у
обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций;
коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии,
оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию
готовности к продолжению образования на последующей ступени основного
общего образования.
Образовательная нагрузка учащихся соответствует установленным
нормам. Обучение осуществляется в рамках пятидневной рабочей недели.
Начало, окончание и
продолжительность учебного года и каникул
устанавливается в соответствии со сроками, действующими в
образовательной организации.

Продолжительность учебного года – 34 учебные недели.
Продолжительность урока во 2-4 классах — 40 минут, коррекционных
занятий 5-15 минут.
Основной задачей данного обучения является стремление обучать всех
учащихся вместе, не выделяя детей с особенностями в развитии в отдельные
группы.
Учебным планом предусматривается:
- в обязательной части учебного плана полностью реализуется по
предметам обязательный необходимый уровень знаний для учащихся,
обучающихся по адаптированной образовательной программе начального
общего образования для обучающихся с задержкой психического развития:
- учитывается специфика программы обучения;
- рационально распределено учебное время на изучение предметов
учебного плана;
- учебная нагрузка распределяется в соответствии с установленным
количеством часов для учащихся.
Целевая направленность учебного плана:
1. Освоение учащихся образовательных программ по всем предметам
учебного плана.
2. Формирование социально- нравственного поведения детей,
обеспечивающего успешную адаптацию к условиям обучения и воспитания.
3.Развитие личностных компонентов познавательной деятельности
(активность, самостоятельность, произвольность), формирование гибкости
мышления, стимулирование развития коммуникативных функций речи.
4.Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального
уровня развития учащихся и их потребности в коррекции индивидуальных
отклонений.
5. Охрана и укрепление соматического и нервно- психического здоровья
ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных
срывов.
6. Создание климата психологического комфорта, обеспечение
положительных результатов во фронтальной и индивидуальной работе
школьников.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание
образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей
современного начального общего образования:
- формирование гражданской идентичности учащихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность учащихся к продолжению образования на уровне основного
общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
-формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения
в экстремальных ситуациях;
-личностное развитие учащегося в соответствии с его индивидуальностью.
Обязательная часть учебного плана включает обязательные предметные
области: русский язык и литературное чтение, математика, обществознание и

естествознание (окружающий мир), искусство, технология, физическая
культура.
При этом выделяются дополнительные основные задачи реализации
содержания предметных областей: русский язык и литературное чтение,
математика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы
религиозных культур и светской этики, искусство, технология, физическая
культура.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» (русский
язык и литературное чтение).
Дополнительные основные задачи реализации содержания ФОП для
учащихся с ЗПР.
Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их
применения. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к
осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться
устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту
житейских задач. Развитие способности к словесному самовыражению на
уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка. Формирование
первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и
письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических
чувств, способностей к творческой деятельности.
Предметная область «Математика и информатика» (математика).
Дополнительные основные задачи реализации содержания ФОП для
учащихся с ЗПР. Овладение началами математики (понятием числа,
вычислениями, решением простых арифметических задач и другими).
Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при
решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства, времени, температуры и
другими в различных видах практической деятельности). Развитие
способности использовать некоторые математические знания в жизни.
Предметная
область
«Обществознание
и
естествознание»
(окружающий мир).
Дополнительные основные задачи реализации содержания ФОП для
учащихся с ЗПР.
Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту,
региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной
жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего
мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в
условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для
обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Развитие представлений об окружающем мире. Развитие способности
использовать сформированные представления о мире для осмысленной и
самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и

климатических условиях. Развитие активности, любознательности и
разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой
природы.
Предметная область «Искусство» (изобразительное искусство,
музыка).
Дополнительные основные задачи реализации содержания ФОП для
учащихся с ЗПР.
Накопление первоначальных впечатлений о разных видах искусств
(музыка, живопись, художественная литература, театр и другие) и получение
доступного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды,
дающей ребенку впечатления от искусства, формирование стремления и
привычки к посещению музеев, театров, концертов. Развитие опыта
восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных
видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии
искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и
некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в организации
обыденной жизни и праздника. Развитие опыта самовыражения в разных
видах искусства.
Предметная область «Труд» (технология).
Дополнительные основные задачи реализации содержания ФОП для
учащихся с ЗПР. Овладение основами трудовой деятельности, необходимой
в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для
полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.
Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных
сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и
освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и
трудового взаимодействия. Формирование положительного опыта и
установки на активное использование освоенных технологий и навыков для
своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Предметная область Физическая культура(физическая культура).
Дополнительные основные задачи реализации содержания ФГОС для
учащихся с ЗПР.
Укрепление
здоровья,
содействие
гармоничному
физическому,
нравственному и социальному развитию, успешному обучению,
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами
физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление
здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Овладение
основными представлениями о собственном теле, возможностях и
ограничениях его физических функций, возможностях компенсации.
Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением,
собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту,
потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с
необходимыми оздоровительными процедурами. Овладение умениями
включаться в занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую

нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна.
Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной
физических нагрузок. Развитие основных физических качеств (силы,
быстроты, выносливости, координации, гибкости). Формирование установки
на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного
образа жизни.
Важнейшей задачей обучения учащихся с нарушениями в развитии
является не только усвоение учебного программного материала, но и
организация деятельности по компенсации имеющейся задержки
психического развития, поэтому в образовательном процессе предусмотрена
коррекционно-развивающая работа - это дополнительная к основному
образовательному процессу деятельность. Она не подменяет собой обучение,
и включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в
образовательном процессе.
В коррекционно-развивающей работе значительное место занимает
психологическая и педагогическая коррекция.
Направления коррекционной работы следующие:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
3. Развитие основных мыслительных операций.
4. Развитие различных видов мышления.
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально- личностной сферы.
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение
словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Индивидуальные коррекционные занятия оказываются за пределами
максимальной нагрузки обучающейся и предполагают 15 - минутные
занятия с психологом и педагогами в зависимости от направления
коррекционной и развивающей работы.
Формы проведения промежуточной аттестации обучающейся:- русский
язык – контрольная работа; - математика – контрольная работа
Недельный учебный план
начального общего образования в рамках ФОП НОО для обучающихся с
задержкой психического развития на 2024 – 2025 учебный год,
(вариант 7.2, срок обучения 5 лет)
Учебные предметы
Предметные
области

Классы

Кол-во часов в
неделю
1

2

3

5

4

Обязательная часть
Русский язык и
литературное

Русский язык

5

чтение

Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий
мир)
Основы
религиозных
культур и
светской этики

Литературное чтение

4

Английский язык

-

Математика

4

Окружающий мир

4

4
-

1
4

4

2

2

2

Основы религиозных
культур и светской
этики

-

-

-

Музыка

1

1

1

Изобразительное
искусство

1

1

1

Технология

Труд (технология)

1

1

1

Физическая
культура

Физическая культура
(адаптивная
физкультура)

3

3

3

21

21

Искусство

Итого

21

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Родной язык (русский)

0

1

1

Родная литература
(русская)

0

1

1

Итого

0

2

2

21

23

23

Всего

Внеурочная деятельность
Разговор о важном

1

1

1

Моя художественная практика

1

1

1

Уроки здоровья

1

1

1

3

3

3

Всего

Коррекционно-развивающие курсы
2

2

2

2

2

2

Психологические

2

2

2

Ритмика

1

1

1

7
10

7
10

7
10

Логопедические
Дефектологические

Итого
Всего


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».