Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Описание образовательной программы
Адаптированная
общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся
с  нарушениями опорно-двигательного
аппарата (далее НОДА)  Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Колундаевская средняя  общеобразовательная школа»  Шолоховского района  Ростовской области на 2025-2026 годы
разработана в соответствии с  федеральной адаптированной образовательной программой основного общего
образования и представляет
собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий
имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и
направления обучения, воспитания, развития обучающихся с задержкой психического
развития, особенности организации, кадрового и методического обеспечения
педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной
системы, критерии, основные планируемые конечные результаты.
В
Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что
дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В
настоящее время в  Ростовской области
функционирует сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений,
предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями
здоровья. Однако в Концепции модернизации российского образования отмечается,
что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться
медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в
общеобразовательной школе по месту жительства». Право ребенка с ограниченными
возможностями здоровья на получение образования по месту жительства может быть
реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально
развивающимися сверстниками. 
В
соответствии с п.1.ч.5 статьи 5 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года для получения без
дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями
здоровья, создаются: 
-
необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации,
оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических
подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;
-
условия, в максимальной степени способствующие получению образования
определенного уровня и определенной направленности, а также социальному
развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования
лиц с ограниченными возможностями здоровья. 
     Обучающийся с ограниченными возможностями
здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных
условий (№273-ФЗ от 29 декабря 2012 года п.16 статья 2). 
     Образование обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность. (№273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
ч.4 статья 79). 
     Формы и степень образовательной интеграции
ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в
зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или)
физического развития. Например, дети, уровень психофизического развития которых
в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по
обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими
нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения.  
Содержание
образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида (№273-ФЗ от 29 декабря 2012
года статья 79). 
     Адаптированная образовательная программа -
образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. (№273-ФЗ от 29 декабря
2012 года п.28 статья 2). 
     В соответствии с пунктом 2 статьи 34
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: обучающиеся имеют
право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их
психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение
социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной
психолого-медико-педагогической коррекции.
АООП
разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
 1.Конституции
Российской Федерации.
2.Конвенции о правах ребёнка.
3.Закона РФ «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ (ст. 12, 13, 15,16).
4.Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».
5.Национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа»
6.Федерального
государственного образовательного стандарта  
основного общего образования, утвержденного  приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №
1897  (в редакции приказа Минобрнауки
России от 31 декабря 2015 г. № 1577);  
7. «Санитарно-эпидемиологических
требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных  постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№ 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20»,
(зарегистрированным 18.12.2020 № 61573).
8. Гигиенических нормативов и требований к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания",  утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28. 01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21) и зарегистрированных 29.01.2021 № 62296.  
9.Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования» (утверждён приказом Министерства
здравоохранения и социального развития от 26.08.2010 г№761-11).
 10.Устава МБОУ «Колундаевская СОШ».
 11.Программы развития МБОУ «Колундаевская
СОШ».
     Характеристика контингента обучающихся с ОВЗ
     Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Колундаевская средняя общеобразовательная школа» образовано как
общеобразовательное учреждение. Однако современные социально-экономические
условия, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012
года допускают организацию инклюзивного образования в общеобразовательной
школе, если на то есть запрос со стороны потребителей образовательных услуг. В 2025-2026 учебном году в школе обучается 19 детей с
ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с заключениями  психолого – медико – педагогической комиссии
- это дети с задержкой психического развития. 
 Дети с
НОДА – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых
отсутствует мотивация к учению, либо имеется отставание в овладении школьными
навыками (чтения, письма, счета).
    Отсутствие концентрации и быстрое
рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно
функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме
того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того,
что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых
результатов.
    Обучающемуся с НОДА необходим хорошо
структурированный материал. Для детей с НОДА важно обучение без принуждения,
основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы
школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно
ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха,
которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.