Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Описание образовательной программы

Адаптированная основная общеобразовательная программа  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (далее ― АООП)   МБОУ «Колундаевская СОШ»  ― это общеоб­ра­зо­ва­тель­ная про­грамма, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом осо­бе­н­но­стей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обе­с­пе­чи­ва­ю­щая кор­рекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

  АООП МБОУ «Колундаевская СОШ» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП.

-  АООП разработана в соответствии с  Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской федерации от 24.11.2022г. №1026,а также с учетом мнения совета  школы МБОУ «Колундаевская СОШ».

АООП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.

  Нормативно-правовое обеспечение Программы:

1.Конституция Российской Федерации.

2.Конвенция о правах ребёнка.

3.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ (ст. 12, 13, 15,16).

4.Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».

5.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

6. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утверждена приказом Министерства просвещения Российской федерации от 24.11.2022г. №1026

7. «Санитарно-эпидемиологических требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные  постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20», (зарегистрированным 18.12.2020 № 61573).

8. Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания",  утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21) и зарегистрированных 29.01.2021 № 62296. 

9.Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утверждён приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 26.08.2010 г№761-11).

 10.Устав МБОУ «Колундаевская СОШ».

 11.Программа развития МБОУ «Колундаевская СОШ».

     В основу разработки АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (ин­те­л­ле­к­ту­альными нарушениями) МБОУ «Колундаевская СОШ» заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с легкой ум­с­т­ве­нной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Колундаевская СОШ» предполагает учет их особых об­ра­зовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей ос­во­е­ния содержания образования.

Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной от­сталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать ин­ди­ви­ду­аль­ный потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образо­вания с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (ин­теллектуальными нарушениями).

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки АООП образования для обучающихся с легкой умственной от­сталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Колундаевская СОШ» реализация деятельностного подхода обеспечивает:

·      придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

·      прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;

·      существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

·      обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Колундаевская СОШ» положены следующие принципы:

― принципы государственной политики РФ в области образования[1] (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

― принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

― принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач;

― принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;

― онтогенетический принцип;

 принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;Хочу такой сайт

― принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;

― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;

― принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; 

― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

― принцип сотрудничества с семьей.

Структура АООП обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Колундаевская СОШ» включает целевой, содержательный и организационный разделы.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП МБОУ «Колундаевская СОШ» (далее ― Организация), а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

·     пояснительную записку;

·     планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП общего образования;

·     систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП общего образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов:

·     программу формирования базовых учебных действий;

·     программы отдельных учебных предметов, курсов внеурочной деятельности,  курсов коррекционно-развивающей области;

·     программу  воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

·     программу внеурочной деятельности;

·     программу коррекционной работы с обучающимися с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1);

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП  МБОУ «Колундаевская СОШ».

Организационный раздел включает:

·     учебный план;

·     календарный учебный график

·     систему специальных условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. 

·     сетевой  график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий реализации  АООП МБОУ «Колундаевская СОШ»           

·     мониторинг и показатели внешней  оценки качества  реализации адаптированной основной общеобразовательной программы.

    АООП МБОУ «Колундаевская СОШ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее — ИПР) в части создания специальных условий получения образования.

Определение варианта АООП общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Колундаевская СОШ» осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом индивидуальной программы развития инвалида (далее ― ИПР) и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

 



 

 

АООП для обучающихся с нарушениями интеллекта Документ подписан электронной подписью Серийный номер -294977323384971912964492 Директор/Заведующий Беланова Людмила Борисовна директор МБОУ \"Колундаевская СОШ\" Дата подписания документа 25.09.2025 14:09:10 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».