Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Описание образовательной программы
Адаптированная
основная общеобразовательная программа  обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)  (далее ―
АООП)   МБОУ «Колундаевская СОШ»  ― это общеобразовательная программа,
адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. 
  АООП
МБОУ «Колундаевская СОШ» разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к
структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП.
- 
АООП
разработана в соответствии с  Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской федерации от
24.11.2022г. №1026,а также с учетом мнения совета  школы МБОУ «Колундаевская СОШ».
АООП может быть реализована в разных
формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах,
группах или в отдельных организациях. 
  Нормативно-правовое обеспечение Программы:
1.Конституция
Российской Федерации.
2.Конвенция о
правах ребёнка.
3.Закон РФ «Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ (ст. 12, 13, 15,16).
4.Закон
Российской Федерации «Об основных
гарантиях прав ребёнка».
5.Национальная
образовательная инициатива «Наша новая школа»
6. Федеральная
адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утверждена приказом Министерства
просвещения Российской федерации от 24.11.2022г. №1026
7. «Санитарно-эпидемиологических требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные  постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648-20», (зарегистрированным 18.12.2020 № 61573). 
8. Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания",  утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28. 01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21) и зарегистрированных 29.01.2021 № 62296.  
9.Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов
и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования» (утверждён приказом Министерства здравоохранения и социального
развития от 26.08.2010 г№761-11).
 10.Устав
МБОУ «Колундаевская СОШ».
 11.Программа
развития МБОУ «Колундаевская СОШ».
     В основу разработки АООП
для обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ
«Колундаевская СОШ» заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход
к построению АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Колундаевская СОШ» предполагает
учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в
неоднородности возможностей освоения содержания образования. 
Применение
дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает
разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития. 
Деятельностный
подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической
науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом
специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Деятельностный подход в
образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной). 
Основным средством
реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс
организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки
АООП образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Колундаевская СОШ» реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
·     
придание результатам образования социально и личностно
значимого характера;
·     
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных
областях;
·     
существенное повышение мотивации и интереса к учению,
приобретению нового опыта деятельности и поведения;
·     
обеспечение условий для общекультурного и личностного
развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают
не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений
и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.
В основу АООП
образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Колундаевская СОШ» положены
следующие принципы:
― принципы
государственной политики РФ в области образования[1]
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства
на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); 
― принцип
коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса,
обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
― принцип
практической направленности, предполагающий установление тесных связей между
изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование
знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных
задач;
― принцип
воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся
нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и
понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
― онтогенетический
принцип; 
― принцип преемственности, предполагающий
взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от
младшего до старшего школьного возраста;
― принцип
целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних
взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и
учебными предметами, входящими в их состав; 
― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание
предметных областей и результаты личностных достижений;
― принцип учета
особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
― принцип
направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность
овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;  
― принцип переноса
усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях
учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить
готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности
в реальном мире;
― принцип
сотрудничества с семьей.
Структура АООП обучающихся с
легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ
«Колундаевская СОШ» включает целевой, содержательный и организационный разделы. 
Целевой раздел определяет общее
назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП МБОУ
«Колундаевская СОШ» (далее ― Организация), а также способы определения
достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
·     пояснительную
записку;
·     планируемые
результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) АООП общего образования;
·     систему оценки
достижения планируемых результатов освоения АООП общего образования.
Содержательный раздел определяет общее
содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и включает следующие программы, ориентированные на достижение
личностных и предметных результатов:
·     программу
формирования базовых учебных действий;
·     программы
отдельных учебных предметов, курсов внеурочной деятельности,  курсов коррекционно-развивающей области;
·     программу  воспитания обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
·     программу
внеурочной деятельности;
·     программу
коррекционной работы с обучающимися с  умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1);
Организационный раздел определяет общие
рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации
АООП  МБОУ «Колундаевская СОШ».
Организационный раздел включает:
·     учебный план;
·     календарный
учебный график
·     систему
специальных условий реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы в соответствии с требованиями Стандарта.  
·    
сетевой  график (дорожная карта) по формированию
необходимой системы условий реализации  АООП МБОУ «Колундаевская СОШ»            
·    
мониторинг
и показатели внешней  оценки
качества  реализации адаптированной
основной общеобразовательной программы.
    АООП МБОУ «Колундаевская СОШ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной
программой реабилитации инвалида (далее — ИПР) в части создания специальных
условий получения образования.
Определение варианта АООП общего образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МБОУ «Колундаевская СОШ» осуществляется на основе рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по
результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с
учетом индивидуальной программы развития инвалида (далее ― ИПР) и в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.